Позиция экспертов Союза педиатров России по проблеме жестокого и ненадлежащего обращения с детьми в период пандемии COVID-19
Союз педиатров России основан в 1927 году
«Сохраним здоровье детей - сохраним Россию»
А.А.Баранов
youtube instagram ОФИЦИАЛЬНАЯ ГРУППА | СОЮЗ ПЕДИАТРОВ РОССИИ

Позиция экспертов Союза педиатров России по проблеме жестокого и ненадлежащего обращения с детьми в период пандемии COVID-19

20 октября 2020

В условиях реализации мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции, эксперты Союза педиатров России настаивают на том, что в настоящее время чрезвычайно важно еще раз привлечь внимание к проблеме жестокого и ненадлежащего обращения с детьми.

По оценкам ВОЗ, в мире до 1 миллиарда детей в возрасте 2-17 лет подвергаются физическому, сексуальному или эмоциональному насилию, а также пренебрежению их нуждами в течение года. В Российской Федерации распространенность неблагоприятных событий детства также фиксируется на значительном уровне. Латентность (низкая выявляемость) таких происшествий является частью общей проблемы. Высокие показатели смертности детей старше 1 года от внешних причин, среди которых существенная доля падений с высоты, утоплений, суицидов, а также повреждений с неопределенными намерениями, свидетельствуют, в том числе, о ненадлежащем (отсутствие безопасной среды) и жестоком обращении с детьми. При этом многие случаи смерти детей от внешних причин предотвратимы при условии наращивания межсекторальных усилий и формирования государственной политики.

Ситуация еще более усугубилась с принятием чрезвычайных мер реагирования на COVID-19, таких, как самоизоляция и карантин, предназначенных для разобщения заболевших и здоровых и скорейшей локализации инфекционного очага, что может приводить к еще большему увеличению риска насилия и иметь разрушительные последствия для жизни и здоровья детей.

Возможное закрытие школ, утрата связей со сверстниками и учителями, ограничение доступа к безопасным помещениям и услугам, которые предоставляют образовательные учреждения, а также к школьному питанию являются дополнительными крайне негативными факторами, способствующими распространению жестокого и ненадлежащего обращения в семье. Изоляция, финансовая нестабильность, нарастание бедности в семьях с детьми, перенаселенность домохозяйств и высокий уровень тревоги и беспокойства увеличивают риски физического, психологического или сексуального насилия в отношении отдельных членов семьи, прежде всего, детей в семье, формируя предпосылки для суицидального поведения и самоповреждений. В странах с достаточным уровнем дохода показана связь между самоубийствами и психическими расстройствами, однако значительное количество самоубийств совершаются импульсивно в моменты кризиса, когда утрачивается способность преодолевать стрессовые ситуации в жизни, такие, как инфодемия COVID-19 и жестокое обращение в семье.

В период ответных мер на пандемию COVID-19 онлайн-формат стал центральной образовательной технологией, обеспечивающей не только поддержку обучения школьников, но и проведение их досуга. В этих условиях, несомненно, возрастает риск подверженности детей кибербуллингу, сексуальной эксплуатации, активации рискового поведения и формированию интернет-зависимости.

Защита со стороны правительства, а также сотрудничество с другими секторами деятельности и программы в сфере защиты детей являются ключевыми приоритетами во время реагирования на пандемию COVID-19. В соответствии с позицией ООН, необходимо в рамках более широкого реагирования на пандемию COVID-19 в срочном порядке предпринять совместные усилия для защиты детей от повышенного риска насилия, эксплуатации и жестокого обращения. Совместные ответные меры включают:

·       поддержку и взаимодействие с системой детского здравоохранения, включая службы охраны психического здоровья;

·       адресную медико-социальную поддержку семей в трудной жизненной ситуации, патронатных и опекунских семей, предоставление финансовой и материальной помощи семьям, которые утратили доходы;

·       информирование персонала служб здравоохранения, просвещения, МВД и других ведомств о рисках для защиты детей в связи с пандемией COVID-19, в том числе по вопросам предотвращения сексуальной эксплуатации и жестокого обращения, а также о способах безопасного информирования о проблемах;

·       обучение работников медицинских организаций тому, как управлять раскрытием информации о насилии/жестоком обращении и как сотрудничать с другими службами для оказания поддержки тем, кто пережил насилие;

·       расширение обмена информацией о функционирующих в интересах детей службах по оказанию специализированной помощи и другой поддержки;

·       обеспечение научно обоснованной информацией и советами родителей, воспитателей;

·       обеспечение необходимой информацией детей, с использованием социальных сетей, национальных/региональных/территориальных телефонов доверия и других удобных для детей механизмов обращения за помощью и предоставления поддержки;

·       обеспечение участия детей, особенно подростков, в оценке того, как влияет на них пандемия COVID-19 и принятые ответные меры, в целях предоставления информации для разработки программ поддержки и ведения информационно-разъяснительной работы;

·       принятие конкретных мер по предотвращению разлучения ребенка с семьей и обеспечение поддержки для детей, оставшихся без присмотра и без надлежащего ухода по причине госпитализации или смерти родителя или опекуна.

С учетом риска нахождения детей в сети Интернет, требуем, чтобы телекоммуникационные провайдеры сделали все возможное для безопасного времяпрепровождения онлайн. Для защиты детей в цифровой среде следует:

·       обеспечить бесплатный дозвон на телефон доверия для детей;

·       предоставлять соответствующие возрасту услуги и безопасные платформы электронного образования – и использование этих платформ для обмена информацией по безопасности детей в интернете;

·       своевременно выявлять и предотвращать кибербуллинг, распространение изображений и видео сексуального насилия над детьми.

Необходимо подчеркнуть, что в условиях проводимых мер по противодействию распространения COVID-19 обеспечение защиты детей должно оставаться приоритетом политики на всех уровнях: глобальном, национальном и региональном.

Используемая литература:

1)     Тhe Alliance for Child Protection in Humanitarian Action, Technical Note: Protection of Children during the Coronavirus Pandemic, Version 1, March 2020. Доступно по https://www.unicef.org/media/65991/file/Technical%20note:%20Protection%20of%20children%20during%20the%20coronavirus%20disease%202019%20(COVID-19)%20pandemic.pdf

2)     Насилие в отношении детей: скрытый кризис пандемии COVID-19 https://violenceagainstchildren.un.org/ru/news/насилие-в-отношении-детей-скрытый-кризис-пандемии-covid-19

3)     ISSOP Declaration “Advancing Health Equity and Social Justice in Response to COVID-19” https://www.issop.org/cmdownloads/issop_covid-declaration/